БАКЛУШКИ ДЛЯ МАТРЕШЕК

Самый древний станок на земле - гончарный круг. А второе древнейшее ремесло после гончарного - ремесло токаря. Наверное, оно и появилось прямо следом; уж слишком недалеко от вращения глиняной массы на гончарном круге до обработки деревянных заготовок на токарном станке. Поначалу это было нехитрое устройство из двух вбитых в землю колышков и привязанной между ними палки. Заготовка свободно крепилась на ней, и древний подмастерье начинал вращать обтачиваемый предмет туда и сюда с помощью веревки - совсем как игрушечную юлу или веретено, трением которого добывали огонь. Мастеру оставалось лишь прижимать в нужных местах свой резак, он даже сидел на корточках - работа терпела, особо спешить некуда. Такие токарные устройства пришлись по душе    на Востоке и благополучно дожили там до наших дней.

Более беспокойные умы задумывались над тем, как обойтись без помощника. Очень скоро веревку натянули на "смычок", и теперь мастер мог вращать заготовку свободной рукой. На этой стадии изобретательства остановились арабы.   В Европе уже издавна любили работать стоя и тут, естественно, пришлось поразмыслить, как бы вращать вал ногой. Имени мастера, разрешившего это затруднение, не сохранилось, но сама конструкция осталась на старинных гравюрах. К потолку прикрепляли упругий шест, подвязывали веревку, захлестывали вал, а нижний конец шел к "подножке": нажмешь ногой - веревка потянулась вниз, опустишь - шест спружинит и потащит к себе. На рисунке токарного станка, помеченном 1500 годом, появляется маховое колесо, и подпись под чертежом принадлежит Леонардо да Винчи.

С этим изобретением токарное ремесло стало стремительно развиваться и в XVI- XVII столетиях было провозглашено "высочайшим и благороднейшим из всех мыслимых занятий". Ему даже посвящались пылкие поэмы. В этот золотой век токарного дела встречались мастера не только с дворянскими гербами, в графских и герцогских коронах, но и в полном королевском орнате. Славился своим токарным искусством и наш великий соотечественник - Петр I. "Сей монарх работал и делал многие искусные вещи..." Петр вообще любил мастерить что-нибудь непростое - последовательно заключенные друг в друга шарики, такие же пасхальные яйца, цепочки из цельного куска дерева... От этих разборных шариков, веселивших детей в Дрездене и Санкт-Петербурге, пошла и самая знаменитая русская токарная игрушка - "матрешка" (появилась она позже, только в прошлом веке).

Чаще всего игрушечники брали для своих поделок липу, березу и реже грушу. На игрушку подешевле шел можжевельник, подороже - карельская береза и пальмовое дерево. Заготавливая материал, обязательно снимали кору, иначе высушенное дерево будет сплошь в трещинах. В России охотнее всего занимались токарной игрушкой в подмосковных селах по берегам реки Пахры. В знаменитой деревне Бабенки, в Воронцове, Свитине, Семенкове, Косовках, Юрьевке, Логине, Троице, Бутырках, Шубине, Пудове, Заболотье, Ярцеве - били "баклуши" (заготовки для токарной работы), точили и раскрашивали почти поголовно. Рисунок наносили грифелем, а потом расцвечивали акварельными красками. Лучшие игрушки еще и полировались.

В 1911 году пахринские игрушечники объединились в "Бабенское складочно-потребительское общество". К 1913 году бабенские игрушки встречались уже на заграничных рынках. Европа узнала русских 'матрешек". Большим спросом пользовалась пасхальная игрушка, которую бабенцы мастерили многими тысячами. Первым делом, конечно, точили деревянные яйца любых размеров и расцветок. Для одной из кустарных выставок бабенцы сделали яйцо на сто "мест"! - то есть столько игрушек было вложено одна в другую. Обычно же в разборных игрушках было по 3, 6, 12, 24 и 36 штук. Яйца продавали вместе с лотком для катания, в гнезде с наседкой, цыпленком, аистом... Орнамент бывал и просто декоративный, и образный: яйцо - петух - сова - страус...

Гораздо раньше бабенцев делали пасхальные забавы токари московской Оружейной палаты и Троице-Сергиевского посада. Еще царь Алексей Михайлович ежегодно отправлял в монастырь листовое сусальное золото и краски с наказом "расписать те яйца по золоту и прислать ко двору". Семеновские токари раскрашивали свои поделки в собственной "хохломской" манере - по серебряному фону, покрытому олифой, от чего поверхность приобретает золотую глубину. И просто изумляют богатством росписи пасхальные яйца Палеха и Мстеры.

В остальной год точили крокетные шары и молотки, кегли, шашки и шахматы, составные пирамиды, детскую посуду, ведерки, стаканчики, репки, грибы... Заметное место в развитии русской токарной игрушки принадлежит селу Полхово-Майдан, расположенному в сотне километров от Мурома. Согласно местному преданию, первый токарный станок завел крестьянин Никита Авдюков в пору неурожаев, последовавших за войной 1812 года. Ремесло быстро привилось, но поначалу точили одну некрашеную посуду. Как-то "подвеселять" ее стали лишь в другую войну - 1914 года. Завел это, как говорят, Павел Никитич Полин, подражавший кустарям Троице-Сергиевского посада. Он первым начал украшать посуду выжженным узором. Тогда-то и сложилась композиционная манера Майдана, к которой позже прибавилась особенная - майдан ская - роспись.

Рисунок наносится тушью, а потом заполняется цветом. Основных красок всего четыре - красная, желтая, синяя и зеленая. Для оттенков их смешивают. Белый фон дерева создает пятый цвет. Чаще всего местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана заметишь в любом, самом пестром кукольном окружении - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, а вдобавок, они отличаются от семеновских и сергиевских игрушек более плавным контуром и вытянутыми пропорциями. На золотисто-желтом фоне условные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, подчеркнутыми тушью. Покроет игрушку лак, и матрешка радостно просияет своей веселой, задорной, прославленной улыбкой.
Hosted by uCoz